Выписки из архивных материалов музейных фондов школы с. Калтай:
«История возникновения села Калтай»
Село Калтай одно из самых старых сел по реке Томь. В 1629 году произошло восстание татарских племен против русских. Восстание было подавлено, но часть татар, которые воевали на стороне русских, вынуждены были уйти со старых земель и поселиться ближе к месту, где сейчас располагается город Томск, где русские могли бы их защитить.
Существует две версии названия села Калтай: 1-я версия о том, что свое название село получило по имени одного из первых поселенцев – крестьянина Калтайцева, приехавшего из Барабы, 2-я версия говорит о том, что название села произошло от слова «Кола-тау», что в переводе означает «пестрая гора». Вначале село Калтай разделилось на два поселения: татарское и русское. Расположены они были друг от друга на расстоянии версты.
Одним из первых поселенцев села был казачий сын Лука Смокотин. Позже в селе поселились Паньков, Сизевы, Карташевы. Татарское поселение села называлось «Юрт — Калтай». Юрт в переводе с тюрского означает «владение рода». Поселение русских вблизи татарского селения вызвало большое недовольство среди татар. Русским пришлось занимать под пашню худшие земли. В распоряжении татар были все пастбищные луга.
«Московский тракт» и село Калтай
Поначалу в Сибирь вело несколько прерывистых неустроенных дорог. Их протоптали служилые и беглые люди, переселенцы, обозники, ссыльные, большей частью иноземцы. К 1735 году возник единый регулярный путь, именуемый «Великим Сибирским трактом». По нему «шла» ямщина, «рыскали» шайки грабителей и разбойников, «волочились» арестанты, маршировали мушкетеры. Место, где тракт вступал в Томск с запада, получил название «Московского», место, где уходил на восток «Иркутского». Московский тракт в те времена играл огромное значение для населения Калтая. Население близлежащих деревень, расположенных вдоль тракта, имело дополнительный доход. Жители занимались извозом, работали кузнецами, держали постоялые дворы.
В августе 1791 года по Московскому тракту, к месту ссылки в Илимский острог держал путь Александр Николаевич Радищев. В его путевом дневнике сохранилась запись о пребывании в селе Калтай.
Перед революцией 1917 года в Калтае насчитывалось около ста дворов. Изменилось его месторасположение по отношению к первоначальному. Прежде село располагалось за протокой Панькова, там где сейчас располагается остров. Каждую весну высокий глинястый берег рушился. Обрыв все ближе подходил к избам. Поэтому жителям пришлось переселяться на новое место. Сначала изменил свой путь на север «Московский тракт», а за ним и село.
В Калтае существовало две сельские общины – татарская и русская. Во главе каждой стоял выборный староста. Только тот, кого принимала в свой состав община, имел право получить земельный надел. Раньше не было определенного порядка землепользования. Земель было много, а населения мало. Каждый занимал земли сколько и где хотел. В 1912 году царское правительство утвердило новое положение: каждая семья наделялась землей по 14 десятин (1 десятина это чуть больше 1 гектара) на мужскую душу. В это число входило не только пахотная земля, но также и покос и лесная деляна для заготовки дров. За один надел земли положено в казну было платить 7 рублей 42 копейки в год. По масштабу цен того времени эта плата считалась очень большой. Корова в те времена стоила 6-7 рублей. Кроме того, была также общинная земля: лес и пастбища. Общинный лес, где население заготавливало бревна на строительство, располагался под бором, около озера в четырех верстах на запад от Калтая, по Московскому тракту.
«Богатые и бедные»
В экономическом развитии Томской губернии важное место занимала торговля. В Томске ярморочная торговля в те времена вытеснялась постоянной торговлей в магазинах, лавках и др. В сельской местности хозяйничали скупщики, прасолы (оптовые скупщики мяса, скота, различного сельскохозяйственного сырья), кулаки. Характерная фигура мироеда того времени описана в газете «Восточное обозрение»: «Лавка у него в деревне одна. Купит гнилого ситца по 8-10 копеек аршин, а продает по 18-20 копеек. За коробушку спичек 2 яйца берет, за свечку 8 копеек..За пять аршин гнилого ситца он берет саксурку – шкуру молодого барашка, а саксурку-то эту продает в городе за 90 копеек, а иной раз и по рублю».
В Калтае из богатых семей выделялась семья Осининых. Они торговали лошадьми, держали на Томи повозки для перевоза товаров. Они жили большой семьей и имели до 60 лошадей, держали батраков: зимой 7-8, летом до 15 человек. Среди батраков были: Андреев Григорий Иванович, Подшивалов Демьян Трофимович, Понамарев Иван Федорович, Карташев Алексей Афанасьевич.